Выкатка самолёта Ан-22 «Антей» из цеха окончательной сборки Ташкентского авиационного завода № 84
История авиационной промышленности Узбекистана тесно связана с советским периодом, когда в Ташкенте работал крупный авиационный завод № 84 им. Чкалова (ТАПОиЧ). Здесь производились знаменитые самолёты — Ли-2, Ил-14, Ан-12, Ан-22 и другие. Завод был эвакуирован в Ташкент в годы Великой Отечественной войны и стал важным центром советского авиастроения.
После распада СССР ТАПОиЧ столкнулся с серьёзными трудностями: потеря заказов, кооперационных связей и финансирования привели к закрытию авиапроизводства. Завод был закрыт и переориентирован на ремонт техники и выпуск неавиационной продукции, а статус авиационной державы республикой был утрачен.
Сегодня Узбекистан предпринимает попытку возродить своё авиастроение. В апреле 2025 года подписан меморандум о производстве лёгкого российского самолёта СП-30 в городе Навои. Это современный двухместный самолёт, предназначенный для широкого спектра задач — от обучения и туризма до сельского хозяйства и мониторинга.
Узбекское издание Эвент.уз, сообщает, что в ходе оборонной выставки MSITF-2025, которая 29 мая – 1 июня проходит в мемориальном комплексе «Парк Победы» в Ташкенте, представлен гражданский самолёт СП-30.
Проект рассчитан на три года и предполагает выпуск 100 самолётов, что станет важным шагом в восстановлении авиационной промышленности страны. Возрождение производства СП-30 — символ нового этапа в истории узбекской авиации, который может вернуть стране её былое значение в авиационной сфере и способствовать развитию регионов.