Узбекистан выразил обеспокоенность России из-за обращения с мигрантами

В июне 2025 года посольство Узбекистана в Москве направило официальную ноту в МИД России в связи с инцидентами, произошедшими в Москве, когда во время проверок в общежитиях для мигрантов, в том числе узбекских граждан, полиция применяла физическую силу и допускались случаи неуважительного обращения. По данным Kun.uz, 10 июня на ежемесячной встрече представителей МИД Узбекистана и России была выражена обеспокоенность по поводу беспричинных проверок и грубого обращения с гражданами Узбекистана, а также подчеркнуто, что подобные действия противоречат духу дружеских отношений между странами и требуют принятия конкретных мер. МИД Узбекистана подчёркивал, что защита прав и интересов своих граждан за рубежом является приоритетом, и призывал российские органы проявлять уважение, не допуская унижения чести и достоинства мигрантов.

Российская сторона отреагировала на ноту сдержанно и официально. Пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова заявила, что полученная нота находится на внимательном рассмотрении и содержащаяся в ней информация будет доведена до компетентных инстанций. Она подчеркнула, что между Москвой и Ташкентом существуют прямые каналы общения по линии правоохранительных и иных служб, а двусторонние отношения строятся на основе союзничества и стратегического партнёрства. Захарова отметила, что разговор идёт откровенный, и любой сигнал тщательно анализируется, а объективная информация будет передана узбекской стороне в установленном порядке.

В Госдуме России реакция на ноту Узбекистана была более жёсткой. Заместитель председателя комитета по делам СНГ Александр Бородай заявил, что претензии со стороны Узбекистана по поводу миграционных проверок воспринимаются как вмешательство во внутренние дела России. Он подчеркнул, что меры, принимаемые российскими правоохранительными органами, направлены на обеспечение безопасности и порядка, россияне выражают недовольство, связанное с поведением части мигрантов и их нежеланием легализовываться и интегрироваться в общество. По его мнению, ужесточение миграционного контроля является необходимым и недостаточно жёстким, и любые попытки давления на внутреннюю политику РФ должны получить соответствующий ответ.

Отношения между Россией и Узбекистаном представляют собой сложный и многогранный феномен, сформированный историческим наследием, экономическими взаимосвязями и современными вызовами, в том числе в сфере миграции. В основе этих отношений лежит советское прошлое, которое в Узбекистане воспринимается неоднозначно и вызывает противоречивые оценки среди различных социальных групп и институтов. Значительную роль в формировании критического восприятия советской эпохи играют представители национальной интеллигенции, историки и деятели культуры. Так, директор Института истории Академии наук Узбекистана Азамат Зиёев отмечает, что советское наследие до сих пор влияет на образовательные стандарты и национальную идентичность, обращает внимание на необходимость усиления акцента на узбекской истории. Известные историки, такие как Бахтияр Бабаджанов и Шухрат Мухамедов, предостерегают от односторонней националистической интерпретации истории Узбекистана, которая может привести к искажению исторических фактов и конфликтам. В общественном дискурсе и в ряде учебных программ, в том числе в школьных учебниках истории подчёркивается, что советская политика была направлена на русификацию, подавление национальных традиций и превращение Узбекистана в сырьевой придаток, что формирует негативное отношение к России как к правопреемнице СССР.

Например, ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерходхон Кудратходжа назвал действия московского ОМОНа в отношении мигрантов «обыкновенным нацизмом» и призвал узбекских граждан отказаться от трудовой миграции в Россию, выбирая другие страны для работы. Такие высказывания усиливают напряжённость и способствуют формированию негативного образа России среди части узбекского общества. Подобные настроения поддерживаются некоторыми националистическими и правозащитными организациями, которые акцентируют внимание на нарушениях прав мигрантов и призывают к более жёсткой защите национальных интересов.

В отличие от отношений с Россией, в отношениях с ОАЭ Узбекистан проявляет большую дипломатическую сдержанность и не направляет по линии МИД ноты в связи с многочисленными нарушениями прав граждан республики, когда их не пускают на территорию Эмиратов. В официальных комментариях МИД Узбекистана подчеркивается необходимость уважать внутренние нормы ОАЭ и отмечается, что подобные проверки и ограничения касаются не только узбекистанцев, но и граждан других стран. Такая позиция властей республики объясняется тем, что сотрудничество с ОАЭ строится на масштабном экономическом партнёрстве, инвестициях и взаимных стратегических интересах, что требует аккуратного и прагматичного подхода, без публичных конфликтов и нот протеста по случаям отказа во въезде. Такая разница в поведении отражает непоследовательность Ташкента — защита прав миллионов своих граждан в России и одновременно замалчивание нарушений прав своих граждан с целью сохранения выгодных экономических связей с ближневосточными партнёрами.

Узбекистан воспринимает защиту прав своих мигрантов в России как приоритетную задачу. Миллионы узбекских граждан работают в РФ, часто в нелегальном статусе из-за экономических и бюрократических препятствий. Многие мигранты работают неофициально, чтобы избежать налогов и бюрократии, а оформление документов требует времени и денег, что для них неприемлемо. Страх потерять работу или подвергнуться депортации во время оформления также удерживает их от легализации. Власти Узбекистана активно проводят разъяснительные кампании, создают горячие линии и цифровые сервисы для поддержки своих граждан.

Исторически отношение Узбекистана к России сформировано на основе советского наследия, включающего как позитивные, так и негативные аспекты. Советский период обеспечил индустриализацию, развитие образования, науки, культуры и инфраструктуры, заложил фундамент для современного развития страны. Однако советская и имперская политика воспринимается частью узбекского общества как инструмент русификации и подавления национальной культуры. В 1990-х годах, в период становления независимости, эти настроения усилились на фоне националистических тенденций и стремления к укреплению суверенитета. Тем не менее Россия и Узбекистан поддерживают стратегическое партнёрство, основанное на взаимных интересах в безопасности, экономике и культуре, а миграционные вопросы остаются чувствительной темой.

Таким образом, современное российско-узбекское взаимодействие — это баланс между историческим наследием, национальными интересами и прагматизмом. Ужесточение миграционной политики России вызвано реальными вызовами безопасности, что приводит к дипломатическим трениям с Узбекистаном, который в свою очередь активно защищает права одних своих граждан и старается публично не выражать обеспокоенность при нарушении прав других сограждан. Взаимные претензии и недовольства требуют конструктивного диалога, основанного на взаимном уважении и понимании, чтобы сохранить стабильность и развитие двусторонних отношений в будущем. Важно, чтобы узбекские власти придерживались последовательной политики в отношении защиты прав своих граждан вне зависимости от геополитической конъюнктуры.