В Узбекистане 9 мая отмечается День памяти и почестей, праздник, заменивший в 1999 году прежний День Победы. Он посвящен памяти жертв Второй мировой войны и чествованию ветеранов. В преддверии праздника, 8 мая 2025 года в системе образования Узбекистана произошёл инцидент, отражающий отношение к Дню Победы в Великой Отечественной войне некоторых жителей республики, вскрывший сложный комплекс проблем — от языковой политики до сохранения исторического наследия.
Учительница 4 «Г» класса школы №188 Чиланзарского района Ташкента Венера Басалямова, посвятившая этой школе 37 лет своей педагогической деятельности, организовала с учениками праздничный концерт. Дети подготовили исполнение военных песен на русском языке, а один из учеников — выступление в исторической форме бойца Красной армии. Директор учебного заведения Матлюба Алиева, увидев ребёнка в советской военной форме, немедленно вызвала педагога для объяснений.
«Я её старше, но она так стала кричать на меня, — рассказала Басалямова. — Мол, она предупреждала, что нельзя в школе ни советских песен петь, ни форму советскую надевать. Стала мне угрожать, что если я не напишу заявление по собственному желанию, то она найдёт статью, по которой меня смогут уволить через профсоюзное собрание». В результате учительница была вынуждена подать заявление об уходе с 1 июня.
«Учительницу никто не заставлял [увольняться]. Она хотела провести концерт вместо урока математики. А до этого она как-то проводила праздничное мероприятие тоже вместо урока в честь Навруза. Я ей и тогда, и сейчас сделала замечание. Вот после этого она и решила уйти. Но официально её документ никто не утвердил, так что она работает», — заявила RT Алиева.
По словам учителя, перед 9 мая администрация школы напомнила, что ученики не могут выступать на иностранных языках или надевать любую военную форму, кроме национальной.
Перевод на русский язык:
Переслано от HUSENOVA.
УВАЖАЕМЫЕ ДИРЕКТОРА!
В настоящее время под руководством заместителя министра Фархода Эсановича проведено совещание.Во время проведения мероприятий 9 мая:
— Не исполнять песни разных иностранных государств (русские и других национальностей), только национальные, соответствующие нашей армии, военные песни, свойственные нашей нации.
— Категорически запрещено появляться в национальной военной форме, свойственной нашей нации.В любом детском саду, школе запрещается исполнение иностранных песен (Катюша), нужно выступать только с национальной военной песней и в военной форме.
ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Если в каком-либо детском саду, школе организуют мероприятие с запрещенной песней и в иностранной одежде, и это появится в социальных сетях, не обижайтесь.
Сообщите о вашем отношении после получения сообщения.
Венера Басалямова подтвердила, что запланировала мероприятие на втором уроке, но отметила, что отменять математику не собиралась.
«Я хотела провести концерт на втором уроке, так как родители взяли в прокат военную форму по сниженной цене и время аренды было ограничено. Я решила провести пораньше, чтобы родители не попали на деньги. А математику провести шестым уроком после всех остальных. Но директору я так и не смогла это объяснить», — сказала педагог.
Этот случай не первый в череде конфликтов вокруг исторической памяти в данной школе. Годом ранее ей вместе с учениками не дали выступить на концерте из-за того, что ученики первого и третьего классов готовились выйти в исторических костюмах Красной армии. По словам Басалямовой, прямо перед концертом администрация школы заставила учеников снять костюмы. Тогда вместо этого учительница отвела детей к памятнику павшим во Второй мировой войне, чтобы возложить цветы. Здесь же осенью 2024 года произошёл скандал, когда учительница избила шестиклассника за просьбу объяснить материал на русском языке.
Директор Матлюба Алиева не стала отвечать на вопрос Russia Today, можно ли в школе №188 ученикам выступать на сцене в исторической военной форме и исполнять песни на русском языке. После широкого освещения ситуации в СМИ директор изменила свою позицию, предложив учительнице остаться.
«Она позвонила мне и уже с совершенно другим отношением сказала, что мы всё уладим, — рассказывает Басалямова. — Но после такого я возвращаться не собираюсь. Хотя я и отдала этой школе 37 лет».
Подобные инциденты ставят сложные вопросы перед общественностью и властями Узбекистана. С одной стороны есть необходимость соблюдения официальных установок, с другой — живая историческая память, передаваемая через песни, символы и личные истории семей запрещается по неприкрытому национальному признаку. И совершенно недопустимо, когда участниками и свидетелями этих конфликтов становятся дети.
Источники: