Трудовые мигранты. Почему страны Средней Азии не могут преодолеть зависимость от России

Трудовые мигранты из Киргизии в Калуге

Трудовая миграция из стран Средней Азии в Российскую Федерацию продолжает оставаться одним из ключевых факторов, формирующих экономическую и социальную динамику региона. Несмотря на заметное сокращение численности мигрантов, занятых в России, объём денежных переводов, поступающих в республики, достигает рекордных значений. Это говорит о прямой взаимосвязи между миграционными потоками и экономическим развитием Средней Азии.

В 2024 году средний уровень заработной платы в Таджикистане составлял около 241 доллара США, что эквивалентно примерно 2628 сомони в месяц. В Киргизии средняя номинальная зарплата была около 451 доллара (37 300 сомов), а в Узбекистане этот показатель колебался на уровне 413 долларов США (5,36 млн сумов). При этом в Узбекистане наблюдается существенное региональное неравенство в уровне доходов – в столице республики, Ташкенте, средняя зарплата была значительно выше, чем в других областях – порядка 689 долларов. Низкий уровень оплаты труда в целом по странам Средней Азии сохраняет высокую мотивацию к трудовой миграции, особенно в Россию, где заработки значительно превышают местные показатели.

Денежные переводы, отправляемые мигрантами в страны происхождения, играют значительную роль в экономике региона. В Таджикистане объём переводов в 2024 году достиг 5,8 миллиарда долларов, это около 45% валового внутреннего продукта страны. Такая высокая доля свидетельствует о значительной зависимости экономики Таджикистана от внешних денежных поступлений. В Киргизии объём переводов составил около 3 миллиардов долларов, что эквивалентно примерно четверти ВВП, а в Узбекистане, несмотря на снижение численности мигрантов, объём денежных поступлений достиг 14 миллиардов 800 млн долларов, что составляет около 14% ВВП. Более 11 миллиардов долларов из этой суммы поступили непосредственно из России.

Рост объёмов переводов в Таджикистане в 2024 году по сравнению с предыдущим годом составил порядка 27%, что указывает на усиление экономической зависимости от мигрантских денежных потоков, которые оказывают значительное влияние на социально-экономическую ситуацию не только в Таджикистане, но и во всех странах Средней Азии. Они поддерживают уровень жизни семей мигрантов и способствуют развитию социальной инфраструктуры. На средства, получаемые из-за рубежа, в регионах с высокой миграционной активностью, в частности в Киргизии строятся школы, спортивные комплексы, дороги и другие объекты, которые способствуют улучшению качества жизни местного населения. В Баткенской области, например, благодаря переводам из России были возведены спортивные залы и культурно-спортивные центры – важные элементы общественной жизни региона.

Однако высокая доля денежных переводов в ВВП создаёт определённые экономические риски. Экономики Таджикистана и Киргизии оказываются уязвимыми к внешним шокам, связанным с изменениями миграционной политики России и колебаниями валютных курсов. Усиление миграционного контроля и ужесточение российского законодательства в последние годы привели к частичному сокращению численности трудовых мигрантов из Средней Азии. В 2023–2024 годах почти половина всех трудовых мигрантов из Киргизии, занятых ранее в России, а это около 300 тысяч граждан, вернулись на родину. Возвращение мигрантов связано не только с ограничениями на въезд и работу, но и с улучшением социально-экономической ситуации в Киргизии, где наблюдается рост заработных плат и улучшение условий жизни.

В то же время Россия продолжает оставаться основным направлением для трудовой миграции из региона, особенно в строительстве, торговле и сфере услуг. Спрос на рабочую силу в Российской Федерации сохраняется, несмотря на геополитические вызовы и санкции. В ответ на изменяющуюся ситуацию страны Средней Азии вынуждены переосмысливать свои миграционные стратегии, искать новые направления трудовой миграции и развивать внутренние рынки труда. Альтернативным центром притяжения для мигрантов из Средней Азии становится Казахстан.

Перспективы развития трудовой миграции из стран региона в Россию зависят от множества факторов, включая экономическую ситуацию в республиках, миграционное законодательство России и глобальные геополитические тенденции. Рост заработных плат и улучшение условий жизни в странах происхождения потенциально могут снизить миграционную мотивацию, однако высокий демографический рост и ограниченность рабочих мест сохраняют значительный спрос на трудовую миграцию. Денежные переводы при этом остаются важнейшим источником валютных поступлений, поддерживая экономическую стабильность и способствуя развитию социальной инфраструктуры.

Чтобы понять глубинные причины сохраняющейся устойчивой зависимости экономик среднеазиатских республик бывшего СССР от миграции, необходимо обратиться к историческим и структурным предпосылкам, сформировавшим экономическую ситуацию в Средней Азии. После распада Советского Союза республики столкнулись с разрушением единого экономического пространства. Промышленность региона была тесно интегрирована в союзные производственные цепочки, и их разрыв привёл к остановке многих предприятий, особенно в перерабатывающей и машиностроительной отраслях.

В первые годы независимости в республиках был взят курс на жёсткое государственное регулирование экономики, импортозамещение и ограничение внешней конкуренции. Это привело к низкой эффективности, стагнации частного сектора, ограниченному доступу к валюте и инвестициям, а также к формированию монополий и распространению коррупции. В результате темпы экономического роста оставались низкими, а уровень безработицы и внешней трудовой миграции — высокими.

В регионе наблюдается быстрый рост населения, молодёжь оказывает дополнительное давление на рынок труда. Экономика стран региона не способна создавать достаточное количество рабочих мест с достойной оплатой, и значительная часть трудоспособного населения вынуждена искать работу за рубежом, прежде всего в России. Системная бедность в регионе усугубляется недостаточным развитием образования, здравоохранения и социальной защиты. Ограниченность доступа к качественным услугам и инфраструктуре, особенно в сельской местности, снижает шансы на повышение уровня жизни и способствует миграционным настроениям.

Узбекистан унаследовал от СССР относительно более развитую промышленную базу, однако её конкурентоспособность оказалась низкой в условиях рыночной экономики. Изолированность от традиционных рынков сбыта, поставщиков сырья и комплектующих вызвало резкое падение производства и доходов населения. Аграрный сектор был ориентирован на хлопководство, что делало экономику уязвимой к внешним шокам и ценовым колебаниям. В 1990-е и 2000-е годы реформы были половинчатыми, а государственный контроль над экономикой сохранялся, препятствуя развитию частного бизнеса и инноваций.

Геополитическая нестабильность, ограниченная интеграция в мировую экономику и зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов также сдерживают рост доходов и уровня жизни. Россия остаётся наиболее доступным и привлекательным рынком труда благодаря безвизовому режиму, языковым и культурным связям, а также спросу на неквалифицированную рабочую силу.

Таким образом, сочетание институциональных, демографических, экономических и внешних факторов не позволило странам Средней Азии, включая промышленно более развитый Узбекистан, за три десятилетия независимости создать условия, при которых трудовая миграция в Россию перестала бы быть массовым явлением. Преодоление этих вызовов требует комплексных реформ, диверсификации экономики, развития человеческого капитала и повышения эффективности государственного управления.

* * *

Источники:

  1. l’Opinion: Мигранты из Средней Азии – финансовая опора для своих стран
  2. Распад СССР и его последствия для Узбекистана: экономика и социальная сфера, Парамонов В.В., Строков А.В., 2006.
  3. Участие Узбекистана в интеграционных процессах на евразийском пространстве, 2011.
  4. Национальные стратегии стран Центральной Азии как факторы регионального развития, 2021.
  5. Экономические реформы в Узбекистане: достижения, проблемы и перспективы.
  6. Третье десятилетие независимости: как растет население Центральной Азии.
  7. Почему Узбекистан является крупнейшим поставщиком трудовых мигрантов.
  8. Сергей Абашин: трудовые мигранты и процессы миграции.
  9. Причины и следствия системной бедности в Центральной Азии.
  10. Горы, инвестиции, наркотрафик: как живет Центральная Азия.
  11. Узбекистан: экономика переходного периода.
  12. Почему узбекские мигранты отправляются в Россию.
  13. Особенности демографического развития Центральноазиатского региона в период независимости.
  14. Факторы формирования миграционных потоков из Узбекистана в Россию.
  15. Экономическое чудо переходного периода: как Узбекистану удалось то, что не удалось ни одной постсоветской экономике, В.В. Попов.
  16. Узбекистан в системе международных миграций.
  17. «Назад пути нет»: как Узбекистан из колониальной республики превратился в крупную независимую державу.
  18. Перемены в Центральной Азии: откуда берутся риски для региона.
  19. Миграция в Россию из Таджикистана и Узбекистана: демографические и экономические аспекты.
  20. Почему мигранты из Средней Азии продолжают приезжать в Россию.