Ташкент в конце XIX века: Городская дума и первые шаги к благоустройству

Ташкент — город с богатой историей. Присоединение его к Российской империи в 1865 году стало отправной точкой для масштабных преобразований, коснувшихся не только административной структуры, но и городского ландшафта. Начиная с 1884 года, когда Городская дума приняла первое системное постановление о благоустройстве, и до советских генпланов середины XX века, город постепенно превращался в один из самых зелёных оазисов Средней Азии. Этот процесс был тесно связан с административными решениями, климатическими особенностями и даже идеологическими установками разных эпох.

«Обязательное для домовладельцев русской части города Ташкента постановление Городской Думы об устройстве тротуаров», опубликованный 21 февраля 1884 года в газете «Туркестанские ведомости», положил начало политике озеленения и благоустройства, направленной на создание комфортной среды для жителей в условиях сухого и жаркого климата.

Первое, что бросается в глаза при анализе постановления — его детальность. Документ не просто декларировал необходимость благоустройства, но и содержал чёткие инструкции относительно размеров тротуаров, выбора пород деревьев и даже цвета палисадников. Это свидетельствовало о стремлении властей к единообразию и созданию гармоничного городского пространства.

Постановление разделяло улицы на категории в зависимости от их ширины, определяя различные требования к озеленению и обустройству тротуаров. Так, для широких улиц, таких как Шипкинская (вероятно, имеется в виду улица, названная в честь Шипкинского перевала, ныне не существует или была переименована), Паркентская (сохранила название, но значительно расширена и перестроена), и проспектов Лагерного (Пушкинская, является одной из центральных улиц Ташкента), Хивинского, Андижанского, Куйлюкского и Саларского, предписывалось создание двух рядов зелёных насаждений: один из высоких деревьев (тополь, айлантус), другой – из раскидистых кустарников (белая акация, гледичия, бегония). При этом кустарники не должны были заслонять фасады домов, а палисадники должны были быть решетчатыми, не выше двух аршин (около 142 см) и окрашены масляной краской. В постановлении оговаривалась ширина будущих тротуаров – три аршина (около 213 см). Тротуары должны быть ровными, и быть вымощены обожжённым кирпичом или галькой. В случае невозможности устройства ровного тротуара необходимо устройство пологих скатов.

Для улиц меньшей ширины, таких как Ирджарская (Кирова, позже – Ататюрка), Скобелевская, Шахрисябзская, Кокандская, Садовая, Наманганская (позже – Жуковского, ныне – Саида Азимова), Балыкчинская и Ассакинская, предусматривалось устройство одного арыка на расстоянии четырёх саженей от оси улицы, что оставляло три сажени для тротуара и палисадников. На Воронцовском бульваре (Сталина, Братская, Сулеймановой, Истиклол) и Московской улице (Амира Темура) арыки должны были располагаться на расстоянии шести с половиной саженей от оси улицы, оставляя три сажени и один аршин для тротуаров.

Особое внимание уделялось устройству мостиков через арыки у угловых домов и подъездов, а также перед воротами и въездами. Эти мостики должны были быть либо трубными, либо деревянными, обеспечивая удобный проход для пешеходов и свободный проток воды в арыках.



Интересно отметить, что домовладельцам предоставлялась определённая свобода в выборе пород деревьев и способа обустройства тротуаров, но при этом строго регламентировались размеры и внешний вид палисадников и мостиков. Это свидетельствует о стремлении к балансу между индивидуальной инициативой и общим городским порядком.

Особую роль в благоустройстве Ташкента сыграл городской голова Николай Гурьевич Маллицкий, занимавший этот пост с 1907 по 1917 год. Его называли бессребреником. Человек образованный и с прогрессивными взглядами, он инициировал разработку детального плана озеленения города, предусматривавшего подбор «своей» растительности для каждой улицы.

При Маллицком на Пушкинской улице высаживали американскую липу, а на Московском проспекте – липу обыкновенную (вероятно, ошибка, и там, и там высаживали американскую липу). Для Махрамского проспекта (Узбекистанская, ныне – проспект Ислама Каримова) был выбран тополь лавролистный, для Петербургской улицы (Ленинградская, Матбуотчилар) – пирамидальная акация, для Ирджарской улицы (Кирова, Ататюрка) – клёны чинаровидные, для Воронцовского проспекта (Сталина, Братская, Сулеймановой, Истиклол) – амбра индикта, для улицы Жуковского (Наманганская, ныне – Саида Азимова) – конский красный каштан, для Соборного проспекта (Сайилгох) – тюльпановое дерево, для Сапёрной улицы (Кунаева) – тополь пирамидальный Болеана, а для Иканской (Ахунбабаева) – липа обыкновенная. Бук краснолистный украшал Куропаткинскую улицу. А окраинную улицу Новую (бывшая улица академика Каблукова, теперь на её месте путепровод в районе станции метро Хамида Алимджана) решено было украсить клёном Рейтенбаха. На других улицах высаживали карагачи, боярышники, берёзы, ясени, бук и чинары.

Этот подход позволил создать неповторимый облик каждой улицы, придав Ташкенту живописность и разнообразие. Именно при Маллицком город стал известен как один из самых зелёных в Средней Азии.

После установления советской власти Ташкент продолжил развиваться как крупный промышленный и культурный центр. В 1937 году под руководством архитектора А.И. Кузнецова был разработан первый комплексный план реконструкции города, рассчитанный на 20-25 лет и численность населения 900 тысяч человек. План предусматривал радиально-кольцевую структуру магистральной уличной сети с двумя фокусами – историческими центрами старого и нового города, объединёнными в единый городской центр. Вдоль магистральных каналов планировалось создание широких озеленённых полос, а вокруг города – лесопаркового пояса шириной 7-12 километров.

В годы Великой Отечественной войны в Ташкент были эвакуированы многие промышленные предприятия из западных районов страны, что привело к значительным изменениям в развитии города. В послевоенный период жилищное строительство концентрировалось на свободных территориях по периферии города. Были проложены проспект Навои, улицы Фурката и Хамзы (ныне – Гуляма), заложены парки имени Ленинского комсомола (Навои), Пушкина (Абдуллы Кадыри) и «Победы» (ныне – аквапарк и парк «Ташкентлэнд»). Реконструированы улицы Тараса Шевченко, Карла Маркса (Сайилгох и Хамзы) и Пушкина.

В середине 1950-х годов возникла необходимость в корректировке Генерального плана реконструкции Ташкента. В 1959 году институтом «Ташгипрогор» был разработан проект с учётом увеличения населения до 1,2 миллиона человек и расширения территории до 20 тысяч гектаров. Город рассматривался как единое целое с прилегающей пригородной зоной. Территория получила современную структуру, состоящую из микрорайонов, жилых и планировочных районов. Предусматривалось полное запрещение индивидуальной усадебной застройки и введение в жилую застройку 9-этажных зданий, дальнейшее развитие радиально-кольцевой структуры уличной сети предусматривало включение в неё хордовых скоростных дорог, а в перспективе намечалось строительство метрополитена.

Постановление Городской думы 1884 года и деятельность Николая Маллицкого заложили прочный фундамент для превращения Ташкента в зелёный и благоустроенный город. Последующее развитие города в советский период, с его масштабными планами реконструкции и строительства, лишь укрепило эту тенденцию. Сегодня Ташкент по-прежнему остаётся одним из самых зелёных городов Средней Азии, сохраняя в своём облике следы различных эпох и градостроительных концепций. Анализ исторических документов и планов позволяет понять, как формировался облик современного Ташкента и какие факторы влияли на его развитие.

* * *

Источник: