Медицина и здравоохранение в Ташкенте во второй половине XIX века

Ташкент, здание аптеки «Ф. Каплан и сыновья», построено в 1906 году. Сейчас здесь находится «Ипотека Банк».

Завоевание Ташкента Российской империей в 1865 году стало поворотным моментом в истории города, ознаменовав начало масштабных изменений во всех сферах жизни, включая и систему здравоохранения. До прихода русских, медицинская помощь в Ташкенте носила стихийный, неорганизованный характер и базировалась преимущественно на традиционных методах лечения, народной медицине и религиозных представлениях о болезнях. Неудовлетворительное состояние санитарии способствовало распространению инфекционных заболеваний.

О медицинском обслуживании населения Ташкента в дорусский период источники свидетельствуют о существовании так называемых табибов – местных врачевателей, которые использовали как эмпирические знания, передаваемые из поколения в поколение, так и элементы исламской медицины. Они применяли травы, кровопускания, прижигания и другие методы, эффективность которых, с точки зрения даже медицины второй половины XIX века, была весьма сомнительной.

В местном обществе существовали определённые представления о болезнях, часто связанные с религиозными верованиями и суевериями. Болезни могли рассматриваться как наказание за грехи или как результат воздействия злых духов. Соответственно, и лечение часто включало в себя религиозные обряды и молитвы.

Отсутствие канализации, нерегулярный вывоз мусора, антисанитарные условия на базарах и в махаллях – создавало благоприятную среду для распространения инфекций. Эпидемии оспы, холеры, тифа были частым явлением и уносили множество жизней. При Кокандском ханстве, которому принадлежал Ташкент до завоевания, не существовало какой-либо организованной системы здравоохранения. Ханская власть не уделяла должного внимания вопросам санитарии и гигиены, и финансирование медицинской помощи практически отсутствовало.

С приходом русских ситуация начала постепенно меняться. Первоначально, медицинскую помощь оказывали военные врачи, обслуживавшие расквартированные в Ташкенте воинские части. Однако о системном медицинском обслуживании говорить нельзя, поскольку ресурсы военных врачей были ограничены, а основной задачей оставалось обеспечение здоровья солдат.

После образования Туркестанского генерал-губернаторства в 1867 году, начинается формирование гражданской системы здравоохранения. Согласно «Проекту положения об общественном управлении в городах и других поселениях Туркестанской области», в Ташкенте предусматривалась должность городского врача и повивальной бабки. На медикаменты для лечения бедных выделялось 200 рублей в год. Это была крайне незначительная сумма, учитывая потребности населения.

Первые годы русской администрации в Ташкенте развитие здравоохранения шло медленно и знаменовалось острым дефицитом медицинских кадров и учреждений. Один городской врач на город с населением более ста тысяч жителей, отсутствие больниц и приёмных покоев – всё это делало оказание квалифицированной медицинской помощи крайне затруднительным. Тем не менее, даже в этих сложных условиях, предпринимались усилия по улучшению ситуации.

Одним из приоритетных направлений стала борьба с оспой – опасной болезнью, которая уносила множество жизней, особенно среди детей. До прихода русских, оспопрививание практиковалось местными знахарями, но методы были примитивными и небезопасными. Вот как описывает этот процесс энциклопедист Ташкента Александр Добромыслов в историческом очерке 1912 года «Ташкент в прошлом и настоящем»:

«Оспопрививателем, до водворения русских в Туркестанском крае, занимались сарты, передавая это ремесло по наследству. Прививочный материал для прививок готовился следующим образом: брали корочки (струпья) от больного натуральной оспой, заворачивали их в вату и клали в маленький деревянный сосуд, куда наливали воду. Этой водой и делали прививки. Местом прививок служило пространство между большим и указательным пальцами, где предварительно делали небольшую рану. Сарты редко использовали этот способ прививки оспы, потому что нередко бывали случаи смерти после прививок. Киргизы охотнее прививали оспу своим детям через сартов».

Незнание местного языка большинством русских военных врачей и отсутствие переводчиков усложняли оказание медицинской помощи населению. Это подтверждает статья, опубликованная в газете «Садои Фарғона» 3 сентября 1914 года, где одной из причин не обращения к врачам местного населения называется языковая проблема. Немаловажным обстоятельством была религиозная принадлежность медицинского работника. Этим объясняется факт назначения военно-народным управлением Туркестанского края башкира по национальности, мусульманина Мухамед-Ханафия Алюковича Батыршина сначала уездным, а затем городским врачом Ташкента. Согласно Положения об управлении в Туркестанском крае 1867 года медико-санитарная и ветеринарно-санитарная части вменялись в обязанность одного лица – городского врача.

Именно Батыршин сумел убедить местное население в пользе вакцинации от оспы. Он использовал более современные методы, хотя поначалу прививки делались «с руки на руку». Позднее, с 1877 года, стали применять лимфу, полученную от телят, что значительно повысило безопасность вакцинации. Благодаря усилиям Батыршина и других врачей, охват населения оспопрививанием постепенно увеличивался, что способствовало снижению заболеваемости и смертности от этой болезни. В Ташкенте в 1875 году оспа была привита более чем 1000 детям, в 1876 году – 766, в том числе 46 русским, в 1877 году – 1468 детям, в том числе 76 русским.

Однако, борьба с другими инфекционными заболеваниями оставалась серьёзной проблемой. Брюшной тиф, проказа, венерические болезни были широко распространены и представляли серьёзную угрозу для здоровья населения. Отношение к больным проказой было особенно жестоким. Их изолировали в специальном поселении – кишлаке Махау, где они жили в ужасающих условиях, без медицинской помощи и надлежащего ухода.

Врач Карачаров, посетивший кишлак Махау в 1868 году, оставил шокирующее описание увиденного: «Больных 32, они содержатся плохо, не по-человечески. Двор, где они живут, изрыт ямами, наполненными гнилой, стоячей водой, издающей зловоние, и заполнен кучами навоза, дающего отвратительные испарения. Больные пользуются водой из арыка, заваленного разным мусором и навозом. Спят на рубищах или без всякой подстилки во дворе кишлака. Белье истлевшее. Едят, что Аллах даст, нередко терпят сильный голод и всякие нужды и лишения».

Постепенно, с развитием городского самоуправления, ситуация в кишлаке Махау начала улучшаться. Городская дума выделяла средства на содержание больных, а с 1898 года кишлак перешёл в ведение туркестанского окружного управления общества Красного Креста. Были построены новые помещения для больных, открыта аптека, мечеть и баня. Тем не менее, условия жизни прокажённых оставались тяжёлыми, и проблема требовала дальнейшего решения.

Другой серьезной проблемой была проституция, которая, несмотря на преследования при Кокандском ханстве, процветала в Ташкенте. Женщины, занимавшиеся проституцией, подвергались эксплуатации и насилию, а также были подвержены риску заражения венерическими болезнями. Кроме того, существовала практика содержания мальчиков и юношей (бачей) для удовлетворения сексуальных потребностей богатых сартов.

Русская администрация предприняла попытки борьбы с проституцией, но добиться значительных успехов удалось не сразу. Регистрация проституток началась вскоре после завоевания Ташкента. В 1876 году на учёте состояло 100 проституток, из которых 80 были сартянками и 20 – русскими жёнами солдат. Врачебный осмотр проводился раз в неделю, но венерические болезни оставались распространёнными, особенно среди солдат.

Наряду с инфекционными и венерическими болезнями, серьёзную проблему представляло употребление опиума, анаши (индийской конопли) и бузы (опьяняющего напитка). Эти вещества наносили серьёзный вред здоровью населения и способствовали росту преступности. Русская администрация пыталась бороться с этими пороками, но полностью искоренить их не удалось. Вместо местных опьяняющих напитков распространились водка и пиво русского производства, которые также негативно влияли на здоровье малокультурного населения.

Несмотря на все трудности и проблемы, система здравоохранения в Ташкенте постепенно развивалась. В 1868 году был открыт первый военный лазарет, преобразованный в 1870 году в военный госпиталь второго класса на 415 кроватей. Это было первое крупное лечебное учреждение в городе, которое оказывало помощь как военным, так и гражданским лицам.

В 1874 году была открыта городская аптека, целью которой было снабжение медикаментами местного населения бесплатно. Позднее аптека перешла в собственность города и стала отпускать лекарства бесплатно не только бедным слоям ташкентцев, но и бедным жителям русской части города, а также детям, обучающимся в городских училищах, находящимся в родильном покое, детским приютам и в городской тюрьме.

В 1883 году была открыта амбулатория для местных женщин и детей, что стало важным шагом в развитии медицинской помощи для этой категории населения. Врачи-женщины оказывали медицинскую помощь, учитывая особенности культуры и религии местных жительниц.

В 1886 году была открыта амбулаторная лечебница для местного населения, врачи которой оказывали помощь безвозмездно. В 1898 году лечебница переехала в собственное здание и расширила свою деятельность.

В 1898 году была открыта городская больница на 20 кроватей для заразных больных. В 1901 году больница была преобразована в городскую больницу на 95 коек с четырьмя отделениями: терапевтическим, хирургическим, женским и заразным.

К началу XX века в Ташкенте существовала достаточно разветвлённая сеть медицинских учреждений, включавшая в себя военный госпиталь, городскую больницу, несколько амбулаторий, аптеку и родильный покой. Однако, уровень медицинского обслуживания оставался недостаточным, особенно для местного населения. Не хватало врачей, медицинского персонала, медикаментов и оборудования. Санитарное состояние города оставляло желать лучшего, и инфекционные заболевания продолжали представлять серьёзную угрозу.

Современники признавали, что за период около 50 лет, со времени присоединения Туркестана к русским владениям, сделать успели немного, и борьба в области здравоохранения и медицины пока не увенчалась желательным успехом. Развитие медицины отставали по следующей причине: коренное население Туркестана первоначально и очень долго относилось с недоверием к услугам русских врачей, о чём свидетельствуют несколько фактов.

Во-первых, ситуация, связанная с эпидемией холеры: в первый раз произошли «волнения среди туземцев Ташкента в 1892 году, когда русские врачи пожелали провести ряд санитарно-гигиенических мероприятий для борьбы с эпидемией холеры: заворачивание трупа холерного в смоченную сулемой простыню, насыпание в гроб для обеззараживания извести и т. п.». Волнения позже пришлось подавлять силовым методом. 1908 год также стал годом распространения холеры среди коренного населения, но готовность получать медицинскую помощь у русских врачей сильно не изменилось, они продолжали считать «невозможным погребать трупы холерных в специальных гробах».

Во-вторых, коренное население Туркестана не обращалось к врачам, потому что руководствовалось установками традиционного религиозного характера «от предопределения судьбы не уйдёшь». Немаловажным также является то, что с 1897 по 1908 годы, помимо холерной эпидемии 1908 года, были эпидемия скарлатины в 1898-м и эпидемия оспы в 1901 году.

Тем не менее, прогресс был очевиден. За несколько десятилетий русская администрация сумела создать систему здравоохранения, которая, несмотря на все недостатки, была значительно лучше, чем то, что существовало до завоевания Ташкента. Были предприняты важные шаги в борьбе с инфекционными заболеваниями, улучшении санитарных условий и повышении доступности медицинской помощи для коренного населения.

Дальнейшее развитие системы здравоохранения в Ташкенте в XX веке связано с советским периодом, когда были предприняты масштабные усилия по созданию всеобщей и бесплатной медицинской помощи. Однако, фундамент этой системы здравоохранения в Туркестане был заложен в период Российской империи. И это в корне отличалось от того, что делала и как относилась к местному населению Британия в своих азиатских колониях, в том числе в Китае и Индии.

В целом, состояние медицины и здравоохранения в Ташкенте в период с 1865 по 1910 годы характеризуется противоречивостью. С одной стороны, наблюдался прогресс в организации медицинской помощи, строительстве лечебных учреждений и борьбе с инфекционными заболеваниями. С другой стороны, уровень медицинского обслуживания оставался недостаточным, особенно для местного населения, а санитарные условия оставляли желать лучшего.

* * *

Источник: