В середине XIX века Ташкент, один из старейших городов Средней Азии, стоял на пороге эпохальных перемен. Владел городом кокандский хан, и часть ташкентцев была этому не рада. В 1865 году, после взятия русским отрядом под командованием генерала Михаила Черняева, Ташкент вошёл в состав Российской империи. Это событие, как справедливо отмечал известный туркестановед Николай Остроумов, стало «коренным переломом» в жизни местного населения, которое «не испытало ничего подобного в прежней тысячелетней истории мусульманского владычества». И дело тут не в отрицании богатой истории региона, а в констатации факта – приход России принёс с собой не только политические изменения, но и невиданные ранее возможности для развития.
После завоевания началось строительство «русского» города рядом со старым Ташкентом. С образованием Туркестанского генерал-губернаторства в 1867 году, Ташкент стал его столицей, переживая бурный рост. Появлялись промышленные предприятия, транспорт, учреждения культуры и образования. В мусульманском городе возводились храмы разных конфессий. Ташкент становился центром новаций, сплавом восточных и западных традиций.
Штурм Ташкента. Донесение генерала Черняева от 7 июля 1865 года
Почему именно Ташкент был выбран в качестве административного центра Туркестанского генерал-губернаторства? Ответ на этот вопрос кроется в сочетании нескольких факторов, среди которых стратегическое положение города, его экономический потенциал и, конечно же, дальновидность отдельных личностей. Имя одного из таких людей, к сожалению, незаслуженно забыто – это Егор Петрович Ковалевский.
В марте 1862 года, на заседании Особого комитета, где присутствовали высокопоставленные чиновники Российской империи, обсуждалась ситуация на азиатской границе. Одной из главных проблем были набеги кокандцев на казахские земли, находившиеся под российским протекторатом. Оренбургский генерал-губернатор Александр Безак сетовал на огромные расходы на содержание Сырдарьинской линии укреплений, которая, тем не менее, не обеспечивала безопасности границ.
Именно тогда Ковалевский предложил объединить Оренбургскую и Сибирскую линии в единое управление и создать особое генерал-губернаторство киргизской степи (современный Казахстан), с местопребыванием в Ташкенте. Его доводы были убедительны. Ташкентский оазис обладал богатыми водными ресурсами, необходимыми для содержания войск и развития сельского хозяйства. Город был отделён от воинственного Коканда горным хребтом, а от Самарканда – обширной Голодной степью и Сырдарьёй, что затрудняло внезапное нападение. Таким образом, Ташкент представлялся наиболее выгодным местом для размещения административного центра.
Личность Егора Ковалевского заслуживает особого внимания. Это был человек энциклопедических знаний и неукротимой энергии, дипломат, учёный, писатель, путешественник. После окончания Харьковского университета он служил в Горном департаменте, участвовал в поисках золота в Черногории, воевал на стороне черногорцев против австрийцев, был участником Хивинского похода 1873 года, исследовал истоки Белого Нила, вёл переговоры с китайскими властями и участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны.
Будучи директором Азиатского департамента МИДа, Ковалевский сыграл важную роль в заключении Айгуньского договора с Китаем. Он также был известен как талантливый литератор, автор стихов, романов, повестей и географических очерков. При этом он никогда не забывал о нуждающихся – был одним из основателей и бессменным руководителем Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.
Время показало, что выбор Ташкента, во многом предопределённый Ковалевским, оказался удачным. Город действительно стал столицей Туркестана, «звездой Востока», как его стали называть. Михаил Григорьевич Черняев, оценив стратегическое и экономическое значение Ташкента, в своём донесении писал, что город «стоит во главе всех городов Средней Азии» и ни одна из столиц среднеазиатских ханств не может с ним сравниться «ни по своей обширности, ни по богатству».
До прихода русских Ташкент находился в тени таких городов, как Самарканд, Бухара, Хива и Коканд. Теперь же он выдвинулся на первый план, став важнейшим политическим, экономическим и культурным центром региона.
Население Ташкента стремительно росло. В 1865 году оно составляло около 106 тысяч человек. В основном рост происходил за счёт притока жителей из сельской местности, ищущих работу и лучшей жизни. Европейское население росло медленнее. В 1871 году в новой части города проживало 2073 человека, причём это были не только русские. «Русский город» с самого начала формировался как многонациональный. Наряду с русскими, здесь жили узбеки, казахи, немцы, евреи, татары, башкиры, поляки, афганцы и представители других народов.
Многонациональность Ташкента проявлялась и в его многоконфессиональности. Наряду с мусульманской общиной, в городе сформировались православная, католическая, лютеранская и иудейская общины. К началу XX века в Ташкенте насчитывалось множество мечетей, церквей и синагог. Эта многоконфессиональность способствовала формированию в городе атмосферы веротерпимости и уважительного отношения к различным религиям.
Важным нововведением стало введение городского самоуправления. В 1877 году Ташкент получил право избирать Городскую думу и Городскую управу. Значительная часть депутатов представляла коренное население. Городская власть уделяла внимание улучшению условий жизни в Старом городе, стараясь учитывать интересы всех жителей. Городское самоуправление способствовало развитию инициативности и ответственности граждан, формированию гражданского общества.
Новый Ташкент строился по плану, разработанному военным инженером Колесниковым. Первая улица, Черняевская (ныне площадь Мустакиллик), связала русскую крепость со старой кокандской Урдой. В архитектуре города стали сочетаться восточные и западные традиции. В жилых домах стали появляться фасадные окна, крыши из листового железа и деревянные полы. Элементы русской архитектуры проникали и в культовые мусульманские сооружения. Примером этого является соборная мечеть Джами, перестроенная на средства, пожертвованные императором Александром III.
В 1893 году городские власти присвоили названия основным улицам Старого Ташкента, проявив уважение к местной топонимике.
Благоустройство города, хотя и шло медленно, всё же привело к значительным улучшениям по сравнению с прежними временами. Улицы мостились камнем, освещались фонарями, строились водопроводы. В 1901 году в Ташкенте появился общественный транспорт – конно-железная дорога, а в 1912 году – электрический трамвай.
Ташкент в конце XIX века: Городская дума и первые шаги к благоустройству
Строительство железной дороги Ташкент – Оренбург в 1906 году превратило Ташкент в крупнейший торговый центр региона, связав Туркестан с Европейской Россией. В городе появились телеграфная и телефонная связь.
Несмотря на достигнутые успехи, проблем оставалось немало. Улицы оставались пыльными и грязными, не хватало водопровода и электричества. Однако городские власти прилагали усилия для улучшения условий жизни всех горожан, независимо от их национальности и вероисповедания.
В Ташкенте открывались новые учебные заведения – школы, училища, гимназии, учительская семинария. В 1884 году была открыта первая русско-туземная школа для детей коренного населения. В Старом городе существовали традиционные мусульманские учебные заведения – медресе и мактабы. Ташкентские власти активно внедряли всеобщее начальное образование, что положительно сказывалось на развитии культуры и образования.
Большое внимание уделялось развитию здравоохранения. В городе создавались больницы, амбулатории, лечебницы для больных проказой. Медицинская помощь оказывалась всем нуждающимся, в том числе бесплатно женщинам и детям из числа коренного населения.
В 1870 году в Ташкенте была основана Публичная библиотека, ставшая первой общедоступной библиотекой в Средней Азии. В том же году начали издаваться газеты на русском и узбекском языках. Русская интеллигенция создавала научные общества, которые способствовали изучению истории, культуры и природы Туркестана.
В городе развивалась театральная жизнь, появлялись любительские театральные кружки и общества. В Ташкент приезжали оперные труппы, устраивались концерты и музыкальные вечера. В 1897 году состоялся первый кинопоказ.
Новые явления в культуре, привнесённые русскими, нашли отражение в местной литературе. Узбекские поэты, такие как Фуркат, Мукими и Камил Хорезми, в своих стихах воспевали русскую культуру, прогресс и новые порядки. В чайханах стали исполняться произведения из репертуара русских оркестров.
Новая часть Ташкента стала источником влияния на образ жизни местных жителей. В их быт постепенно проникали предметы русской культуры, такие как стенные часы, зеркала, столы и стулья.
Русская диаспора Ташкента выдвинула множество достойных людей – администраторов, хозяйственников, предпринимателей, военных, учёных, педагогов, врачей, деятелей литературы и искусства. Они строили город, исследовали природу Средней Азии, учили, лечили и развивали хозяйство. Благодаря их усилиям Ташкент превратился в современный город с развитой инфраструктурой и богатой культурной жизнью.
Русская диаспора в Узбекистане: история взаимопонимания и созидания
Многое из того, что было заложено в первые десятилетия новой истории Ташкента, продолжает жить и поныне. Город остаётся важным экономическим, культурным и образовательным центром Узбекистана.
И, что особенно примечательно, «крёстный отец» Ташкента, Егор Ковалевский, так и не побывал в городе, который он назвал будущей столицей. Но его имя навсегда связано с историей сегодняшней столицы Узбекистана, города, который стал символом созидательного взаимодействия культур Востока и Запада.
* * *
Источник:
Юрий Флыгин, «Кто назвал Ташкент столицей«. Вести.уз, 27 января 2016 г.