Как Казахстан стал космической державой

Космодром Байконур, Казахстан. Запуск р/н «Протон» / © Роскосмос

Казахстан — одна из немногих стран мира, обладающих собственной космической отраслью и одним из крупнейших в мире космодромом. Его путь к статусу космической державы уникален и обусловлен сочетанием исторического наследия, геополитического положения и активной национальной политики. Космическая отрасль Казахстана сформировалась под влиянием тесного сотрудничества с Россией, что обусловлено общим советским прошлым и использованием инфраструктуры, унаследованной после распада СССР. Сегодня Казахстану предстоит решать задачи по сохранению и модернизации этого советского космического наследия, преодолевая вызовы технологического обновления и самостоятельного развития отрасли.

Наследие советской космической программы и роль Байконура

Космодром Байконур расположен в юго-западной части Казахстана на территории Кызылординской области, между городом Казалинск и посёлком Жосалы, в непосредственной близости от посёлка Тюратам. Это одно из крупнейших и важнейших инженерных сооружений советской космической программы, занимающее более 6700 квадратных километров и обладающее обширной специализированной инфраструктурой. Географическое расположение объекта обеспечивает благоприятные условия для осуществления космических запусков благодаря особенностям местного климата и рельефа, а также относительной близости к экватору, что позволяет эффективнее использовать импульс вращения Земли и уменьшать затраты топлива при запусках ракет.

Космодром был построен в 1955–1957 годах и стал первой в мире стартовой площадкой для пилотируемых космических полётов. Именно здесь в 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1», а в 1961 году — корабль «Восток» с Юрием Гагариным, первым человеком в космосе. Байконур стал символом советской космической мощи и центром многих программ освоения космоса.

Выбор именно этой территории был обусловлен как техническими, так и стратегическими соображениями. Полупустынная степная зона с низкой плотностью населения обеспечивала высокий уровень безопасности и снижала риски для гражданской инфраструктуры и поселений при выполнении космических программ. На территории космодрома создан комплекс сооружений, необходимый для подготовки и проведения запусков, включая город Байконур — административный и жилой центр, расположенный примерно в 30–40 километрах южнее основных стартовых площадок. Значительная удалённость от густонаселённых районов в сочетании с природными географическими преимуществами сделали Байконур главным центром советской, а позднее и российской космонавтики.

Первые шаги Казахстана в космос

В 1991 году в Казахстане было учреждено Национальное аэрокосмическое агентство (НАКА), однако его реальное влияние на развитие собственной космической программы оказалось весьма ограниченным: Казахстан унаследовал лишь советскую инфраструктуру и не имеет самостоятельных возможностей для пилотируемых полётов. При этом в истории казахстанской космонавтики три имени занимают особое место: Токтар Аубакиров, Талгат Мусабаев и Айдын Аимбетов.

Токтар Аубакиров родился в 1946 году в Карагандинской области. С ранних лет интересовался авиацией, и в зрелом возрасте он стал заслуженным лётчиком-испытателем, освоив более пятидесяти типов летательных аппаратов. Его единственный космический полёт в октябре 1991 года продлился восемь суток и стал символом начала новой эры для Казахстана. Работая в составе международного экипажа, он проводил научные эксперименты по программе «Ғарыш-Қазақстан» и за свои заслуги был удостоен высшей казахстанской государственной награды.

Талгат Мусабаев родился в 1951 году, окончил Рижский институт инженеров гражданской авиации, после чего занялся военной авиацией. Космосу он посвятил более тридцати лет жизни, совершив три длительных экспедиции.

  • Первый его полёт состоялся с июля по ноябрь 1994 года на станции «Мир» и длился более 125 суток.
  • Второй раз он отправился на орбиту в январе 1998 года, где провёл более 207 суток и выполнил пять выходов в открытый космос.
  • Третий полёт, в качестве командира экспедиции на МКС, прошёл весной 2001 года.

Всего Мусабаев провёл в космосе 341 день и занимал в экипажах сразу несколько ключевых позиций, участвовал в международных программах, совершил семь выходов в открытый космос общей продолжительностью более 41 часа, установив при этом мировой рекорд по длительности работ за один полёт. Его имя вписано в Книгу рекордов Гиннесса, а после космической карьеры он возглавил национальное космическое агентство Казахстана и был избран сенатором парламента страны.

Айдын Аимбетов — представитель нового поколения, родился в 1972 году. С детства мечтал о космосе, выбрав лётную карьеру. Закончил обучение лётчиком-инженером и был отобран в отряд казахстанских космонавтов в 2003 году, однако старт его миссии откладывался из-за финансовых трудностей более десяти лет. Только в сентябре 2015 года он реализовал свою мечту, отправившись в космос в качестве бортинженера в составе международного экипажа на «Союзе ТМА-18М». В ходе полёта Айдын Аимбетов выполнял научные задачи и провёл эксперименты, важные для казахстанской науки. После возвращения на Землю он активно занимался развитием национального космического сектора.

Казахские космонавты на орбите принимали участие в научных исследованиях, способствовали международному сотрудничеству и укрепляли престиж Казахстана. Все трое удостоены высокого звания «Народный герой Казахстана», а после завершения космической карьеры каждый стал заметной фигурой в общественной, образовательной и научной сферах страны. В Казахстане их вклад оценивают не только в развитие отечественной науки, но и как силу национальных устремлений, патриотизма и верности мечте.

После распада Советского Союза практически все ключевые решения, связанные с эксплуатацией и развитием космодрома Байконур, перешли под контроль России. Казахстан, несмотря на формальное владение территорией космодрома, в основном выступал арендодателем, тогда как техническое обслуживание, подготовка запусков и сам процесс управления космическими программами оставались в ведении структур Роскосмоса.

Фактически участие Казахстана в космической деятельности после 1991 года и до сегодняшнего дня остаётся в значительной степени вторичным и зависит от ресурсов и решений России. Ни Китай, ни США, имеющие программы пилотируемой космонавтики, не рассматривают Казахстан как полноценного потенциального участника своих миссий на орбиту Земли.

Аренда Байконура Россией: условия и перспективы

Россия арендует космодром Байконур у Казахстана по договору, действующему до 2050 года. Годовая арендная плата составляет около 115 миллионов долларов США, также Россия финансирует содержание и модернизацию инфраструктуры. Это стратегическое соглашение позволяет России использовать Байконур для запусков, а Казахстану — получать стабильный доход и сохранять рабочие места.

Однако в последние годы Россия стремится минимизировать количество запусков с Байконура, переводя часть пусков на новые космодромы — Восточный и Плесецк. Это связано с желанием иметь полностью национальную инфраструктуру и снизить зависимость от арендуемой территории. По окончании срока аренды в 2050 году возможны различные сценарии: продление договора, передача Байконура под полный контроль Казахстана или совместное управление.

Договор аренды Байконура — пример сложного международного соглашения, сочетающего экономические интересы и стратегическую безопасность. Россия заинтересована в сохранении доступа к Байконуру в среднесрочной перспективе, однако стремится к диверсификации запусков и развитию собственных космодромов. Казахстан, в свою очередь, получает значительные финансовые поступления и возможность влиять на развитие космической инфраструктуры. Итоговые решения по Байконуру после 2050 года будут зависеть от политической воли обеих стран и глобальных тенденций в космической отрасли.

Совместные проекты России и Казахстана: комплекс «Байтерек»

Одним из ключевых совместных проектов является космический ракетный комплекс «Байтерек», направленный на модернизацию и экологизацию Байконура. Казахстан отвечает за создание и обновление наземной инфраструктуры, Россия — за разработку ракеты-носителя «Союз-5».

Первый испытательный пуск «Союза-5» запланирован на декабрь 2025 года, последующие — в 2026 и 2027 годах. Все они будут без коммерческой полезной нагрузки и служат для проверки технологий. С 2028 года ожидается переход к регулярным коммерческим пускам — до четырёх запусков в год, из которых три обеспечит Россия. Ракета оснащена современным двигателем РД-171МВ и способна выводить до 17 тонн на низкую околоземную орбиту, что делает её конкурентоспособной по стоимости запуска.

Проект «Байтерек» демонстрирует зрелость и взаимодополняемость российской и казахстанской космических индустрий. Совместная работа позволяет Казахстану не только модернизировать инфраструктуру, но и участвовать в разработке современных ракетных технологий. Это стратегический шаг к укреплению позиций Казахстана как космической державы и развитию коммерческого космоса в регионе.

Спор вокруг космического челнока «Буран»

Особое место в истории казахстанской космической отрасли занимает космический челнок «Буран». Второй лётный экземпляр и его макет находятся на Байконуре, в ведении акционерного общества «РКК Байконур», основным акционером которого является казахстанский бизнесмен Даурен Муса.

Российская сторона неоднократно требовала вернуть «Буран» в Россию для сохранения технологического наследия, однако казахские власти пытаются через суды вернуть челнок в государственную собственность. Судебные инстанции отказались удовлетворять иски, поскольку имущество принадлежит частному АО, и без ликвидации общества изъять его нельзя.

В 2024–2025 годах Даурен Муса был объявлен в розыск по обвинениям в мошенничестве, что осложнило переговоры и усилило политическую напряжённость. Перспективы возвращения «Бурана» остаются неопределёнными, учитывая правовые сложности и нежелание владельца передавать корабль. Состояние челнока вызывает опасения — ангар, в котором он хранится, аварийный, корпус «Бурана» подвергается разрушению и вандализму. Этот конфликт отражает сложность сохранения советского космического наследия и влияет на двусторонние отношения Казахстана и России.

Спор вокруг «Бурана» — это не только юридическая коллизия, но и символический конфликт о праве собственности на историю и технологическое наследие. Желание присвоить себе то, что тебе никогда не принадлежало, отсутствие стремления к сохранению исторического артефакта и невозможность решить вопрос в правовом поле ставит под угрозу будущее космического корабля.

Развитие национальной космической отрасли

С 2005 года Казахстан реализует государственные программы развития космоса. В рамках этих программ были запущены национальные спутники связи KazSat-1 (2006), KazSat-2 (2011) и KazSat-3 (2014), изготовленные российскими предприятиями РКК «Энергия» и ГКНПЦ имени Хруничева. Спутники дистанционного зондирования Земли KazEOSat-1 и KazEOSat-2 созданы с участием международных партнёров — Франции и Южной Кореи.

Казахстан инвестирует в создание наземной инфраструктуры для управления спутниками, научных центров и систем мониторинга. Это позволяет обеспечивать независимую связь, наблюдение за природными ресурсами, сельским хозяйством и чрезвычайными ситуациями.

Развитие национальных спутниковых программ с международным участием — пример прагматичного подхода Казахстана к освоению космоса. Использование зарубежных технологий и производственных мощностей при создании собственной инфраструктуры управления позволяет стране приобретать компетенции в критически важных космических сервисах.

Казахстан стал космической державой благодаря тому, что на этапе зарождения советской космонавтики её руководителями и, в частности, С. П. Королёвым было принято стратегическое решение строить 5-й научно-испытательный полигон Министерства обороны СССР в казахской степи. В начале 90-х нежданное наследие в виде крупнейшего в мире космодрома, как манна небесная, упало с неба в руки казахов, которые не знали, что с ним делать и где взять деньги.

По сути, судьба комплекса оказалась целиком связана с российскими интересами — без российского финансирования, кадров и технологической поддержки дальнейшее функционирование Байконура было бы невозможно. В результате, несмотря на формальное обладание территорией космодрома, Казахстан по сути является арендодателем, а большинство ключевых решений по эксплуатации и развитию инфраструктуры продолжает определяться Россией. Так есть сейчас, так будет и после 2050 года.